Война окончена

Программа художественных фильмов

Основная тема программы — кинематографические размышления об экзистенциальном переходе к состоянию мира. Мастера кино Европы осмысляют вместе со своими зрителями этот сложнейший процесс, сопровождавшийся рефлексией европейских интеллектуалов и действиями политиков-фронтовиков.

Место проведения — Лаврушинский переулок, 12, конференц-зал

 

«Лишь бы не было войны», — наши мамы и бабушки, как и женщины Франции и Германии, Америки и Японии, верующие и атеисты повторяли это заклинание-молитву несколько десятилетий подряд после бессмысленной бойни Первой мировой и огненных печей Второй. Переход к состоянию мира — переход экзистенциальный: оставить желание справедливой мести, призывать «милость к падшим», понять, что «война окончена», — простые на словах действия требовали не меньшей воли и мужества, чем сражения на полях битв и сопротивление в оккупации. Мастера кино Европы осмысляют этот великий переход к миру без войны вместе со своими зрителями одномоментно с течением мысли европейских интеллектуалов и действиями политиков-фронтовиков, донося через магию экрана простую мысль о необходимости прекращения братоубийственной войны – будь она «горячей» или «холодной». Европа мучительно обретала мир не только в антивоенных маршах миллионов граждан и движении политиков к Хельсинкским соглашениям, но и в кинозалах. Наша программа — кинематографическое размышление о последней «великой эпохе», рождающей в муках современность, эпохе, в которой за дипломатическим призывом к «мирному сосуществованию» скрывалась банальная жажда жизни, потому что просто больше «никто не хотел умирать».

Максим Павлов
куратор программы

Расписание кинопоказов

 

Партнёры программы

 


 

Документальное кино периода оттепели

Программа документальных фильмов

В отечественной и мировой истории «хрущевская оттепель» считается одним из наиболее ярких примеров идеологического раскрепощения, повлекшего за собой не только реорганизацию общественного устройства, но и давшего толчок новым течениям в искусстве, архитектуре и кинематографе: художники начинают активные поиски в области нефигуративной изобразительности, двигаясь в направлении абстрактного искусства, архитекторы занимаются разработкой новых функциональных форм, а режиссеры переводят свой взгляд на внутренний мир человека.

Преобразования, произошедшие в эпоху «оттепели» в документальном кино, соответствовали всеобщему развороту мировой культуры в сторону поиска релевантных своему времени художественных методов, средств выразительности, сюжетов и героев.

Либерализация политического курса, демократические преобразования и неизбежно последовавшее за ними развенчание культа личности Сталина позволили посмотреть на мир с позиции простого человека, постепенно отодвигая на второй план формат торжественного парадного портрета, свойственного документалистике предшествующих десятилетий и призванного подчеркнуть величие страны, ее вождей и рядовых героев. В эти годы документальное кино впервые начинает рассматривать человека с близкого расстояния, переводя фокус с общественного на приватное.

Принципиально меняется контакт с действительностью. Появляются новые методы работы, в том числе скрытая камера, позволяющие снимать «жизнь врасплох». Для исследования человеческих характеров используются репортажи, интервью, опросы, провоцирующие ситуации.

Эта программа даст представление о том, что происходило в документальном кино в период «оттепели».

Зрителям будут представлены главные документальные картины эпохи.

Фильмы объединены в четыре тематических блока. В первом представлены ранние работы режиссера Герца Франка, одного из крупнейших документалистов советского периода. Второй блок составлен из научно-популярного кино, в фокусе которого оказались самые важные научные достижения 60-х. Фильмы, вошедшие в третий блок, рассказывают о жизни города и о восприятии человеком искусства. Четвертый включает в себя две главные картины «оттепели», посвященные военному времени.

Показы каждого блока будут сопровождаться выступлениями спикеров.

Расписание кинопоказов